Регистрация    Войти
Авторизация

Футбол

Категория: Футбол
Футбол – это замечательный вид спорта, развивающий силу, выносливость, ловкость, воспитывающий коллективность, выдержку, настойчивость и другие моральные качества.
Эта великая игра, которая помогает детям вырасти разносторонними, гармонично развитыми личностями.
В настоящее время на отделении футбола занимается около 168 детей от 8 до 17 лет, которые тренируются каждый день, а по выходным дням выходят на футбольное поле сразиться со своими сверстниками из других команд. У этих ребят нет времени думать о чём-то плохом. Это здоровые дети, которые через какое-то время станут настоящими гражданами своей страны, защитниками своего Отечества. С юными футболистами проводят занятия тренерский состав: Дадаев Хамит Ташматович, Усумов Магамед Тускаевич, Дакашев Саламбек Алсолтанович, ПашаевСаламу Джабирович.



ПРИНЯТО
На заседании тренерского совета

протокол № 1 от «09» января 2019 г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБУ
«СШ Вденского района»
_______________Ж.Д. Пашаев
«___»_______________2019 г.

Приказ № 22/А от 09.01.2019









ПРОГРАММА СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ
ВИДУ СПОРТА
«ФУТБОЛ»

Разработана в соответствии с требованиями федерального стандарта спортивной подготовки по игровому виду спорта «Футбол»
(Приказ Минспорта России от 19.01.2018 № 34)





Срок реализации программы – 10 лет



с. Ведено 2019 г.



СОДЕРЖАНИЕ
№ Наименование раздела Страница
1. Пояснительная записка 4
Характеристика вида спорта «Футбол» 4
Отличительные особенности и специфика организации обучения 6
Структура системной многолетней подготовки (этапы, периоды) 7
2. Нормативная часть 8
Продолжительность этапов спортивной подготовки, минимальный возраст для зачисления на этапы спортивной подготовки и минимальное количество лиц, проходящих спортивную подготовку в группах 8
Соотношение объемов тренировочного процесса по видам спортивной подготовки на этапах спортивной подготовки по виду спорта футбол 8
Годовой план тренировочной работы 9
Планируемые показатели соревновательной деятельности 10
Режимы тренировочной работы 10
Медицинские, возрастные и психофизические требования к лицам, проходящим спортивную подготовку 11
Предельные тренировочные нагрузки 12
Требования к экипировке, спортивному инвентарю и оборудованию 12
Требования к количественному и качественному составу групп 14
Объём индивидуальной спортивной подготовки 14
Структура годичного цикла (название и продолжительность периодов) 14
3. Методическая часть 16
Рекомендации по проведению тренировочных занятий, требования к технике безопасности 17
Рекомендуемые объемы тренировочных и соревновательных нагрузок 18
Рекомендации по планированию спортивных результатов 20
Требования к организации и проведению врачебно-педагогического, психологического и биохимического контроля 21
Программный материал для практических занятий по каждому этапу подготовки с разбивкой на периоды обучения 23
Рекомендации по организации психологической подготовки 56
Планы применения восстановительных средств 58
Планы антидопинговых мероприятий 59
Планы инструкторской и судейской практики 60
4. Система контроля и зачетные требования 61
Критерии подготовки лиц, проходящих спортивную подготовку на каждом этапе с учётом возраста и влияния физических качеств и телосложения на результативность
61
Требования к результатам реализации Программы на каждом этапе спортивной подготовки, выполнение которых дает основание для перевода лица, проходящего спортивную подготовку на следующий этап спортивной подготовки 62
Виды контроля общей и специальной физической, спортивно-технической и тактической подготовки, комплекс контрольных испытаний и контрольно-переводные нормативы по годам и этапам подготовки, сроки проведения 63
Комплексы контрольных упражнений для оценки общей, и специальной физической, спортивно-технической и тактической подготовки лиц, проходящих спортивную подготовку, методические указания по организации тестирования, методам и организации медико-биологического обследования 67
5. Перечень информационного обеспечения 72
Список литературы 72
Перечень аудиовизуальных средств 72
Перечень Интернет-ресурсов 73




























Пояснительная записка
Программа спортивной подготовки по виду спорта «Футбол» (далее - Программа) предназначена для обучения детей с восьмилетнего возраста. Срок реализации программы 10 лет. Разработана в соответствии с требованиями Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта «Футбол» (Приказ Минспорта России от 19.01.2018 № 34).
Актуальность данной программы в том, что она способствует формированию у спортсменов устойчивого интереса к занятиям спортом, формирует спортивную мотивацию, помогает им в профессиональном самоопределении.
Цель - подготовить высококвалифицированных футболистов, способных в составе команды бороться за самые вы¬сокие места на российских и международных соревнованиях.
Задачи программы:
• формирование и развитие творческих и спортивных способностей занимающихся;
• формирование широкого круга двигательных умений и навыков;
• приобретение опыта и достижение стабильности выступления на официальных спортивных соревнованиях;
• сохранение здоровья спортсмена;
• поддержание высокого уровня спортивной мотивации.
В Программе даны конкретные методические рекомендации по организации и планированию тренировочной работы на различных этапах подготовки, отбору и комплектованию тренировочных групп в зависимости от возраста, уровня развития физических и психофизиологических качеств и от специальных способностей занимающихся.
Содержание Программы учитывает особенности подготовки спортсменов, в том числе:
- большой объем разносторонней физической подготовки в общем объеме тренировочного процесса;
- постепенное увеличение интенсивности тренировочного процесса и постепенное достижение высоких общих объемов тренировочных нагрузок;
- необходимой продолжительностью индивидуальной соревновательной подготовки, характерной для избранного вида спорта;
- повышение специальной скоростно-силовой подготовленности за счет широкого использования различных тренировочных средств;
- перспективность спортсмена выявляется на основе наличия комплексов специальных физических качеств.
Характеристика вида спорта «Футбол»
Футбол (от английского «foot»- нога и «ball» - «мяч») – это игра двух команд на специальном поле, цель которой – забить как можно больше мячей ногами или любой другой частью тела (кроме рук) в ворота соперника. В составе каждой команды 11 человек, включая вратаря. Футбол - одно из самых популярных и массовых средств физического развития. Особая привлекательность футбола объясняется доступностью, так для игры в футбол достаточно любого кусочка земли и всего лишь одного мяча.
Коллективный характер футбольной деятельности воспитывает чувство дружбы, товарищества, взаимопомощи; развивает такие ценные моральные качества, как чувство ответственности, уважение к партнерам и соперникам, дисциплинированность, активность.
Характерными чертами нагрузки футболистов являются: ацикличность работы (сочетания различных повторяющих друг друга по структуре и напряжению движений и действий), часто меняющихся сочетаний движений, работы и отдыха, быстрая смена обстановки.
Футбол - это игра со своими законами и правилами. Кроме того, в футболе действуют общие закономерности и принципы подготовки спортсменов, свойственные всем видам спорта. И поэтому тренировочный процесс должен быть построен на основе этих закономерностей и принципов. Например, закономерности освоения техники игровых приемов. Одна из них заключается в том, что в основе эффективной техники лежит хорошая внутримышечная и межмышечная координация. Такая координация развивается и совершенствуется при многократном повторении одного и того же технического приема вначале в стандартных, а потом и в самых разнообразных условиях.
В дворовых условиях старого футбола этот закон действовал неотвратимо: за несколько часов игры в течение дня с разными соперниками спортсмен сотни раз повторял основные технические элементы футбола: прием и передачи мяча, обводку соперников, удары с разных дистанций по воротам. Не было больших перерывов между действиями, и в процессе ежедневных игр мышцы спортсмена «учились» координировать эти действия.
Слово «учились» применительно к мышцам означает следующее: при каждом повторении какого-либо игрового приема (например, остановки мяча бедром) в нервно-мышечной системе спортсмена формируется его образ. Он представляет собой систему команд из центральной нервной системы и ответы мышц на эти команды (ответы - это напряжение и расслабление мышц в нужные моменты движения). И чем больше число этих повторений, тем прочнее образ. Если перерывы между повторениями большие, то образ, или «нервно-мышечная память», разрушается, и техника игровых приемов оказывается нестабильной, мало эффективной. Поэтому хорошую черту дворового футбола - многократное повторение игровых приемов - необходимо воспроизвести в организованных условиях учреждения.
Отличительные особенности и специфика организации обучения
Подготовку футболиста необходимо рассматривать как целостную систему. В ней следует выделить несколько компонентов, которые в свою очередь, состоят из множества элементов.
В качестве основных компонентов системы спортивной подготовки необходимо рассматривать:
- систему спортивных соревнований;
- систему тренировочных мероприятий;
- систему факторов повышения эффективности тренировочной и соревновательной деятельности.
Все компоненты системы подготовки взаимосвязаны и дополняют друг друга. Вместе с тем они имеют вполне определенные задачи и методические особенности, которые придают им самостоятельное значение.
Система спортивных соревнований представляет собой ряд официальных и неофициальных соревнований, включенных в единую систему подготовки футболиста. Достижение высокого результата в соревнованиях, имеющих наибольшее значение на определенном этапе подготовки футболиста, выступает как цель, которая придает единую направленность всей системе, всем компонентам подготовки. Наряду с этим другие (менее значительные) соревнования выполняют важную подготовительную функцию, поскольку участие футболиста в соревнованиях является мощным фактором совершенствования специфических физических качеств, технической, тактической и психической подготовленности. Подчеркивая ведущую роль системы соревнований в подготовке футболиста, необходимо учитывать, что взятая отдельно она не может рассматриваться как самостоятельная система, способная обеспечить его полноценную подготовленность. Только оптимальное сочетание соревновательной подготовки с другими компонентами системы подготовки может обеспечить достижение спортивных целей.
Центральным компонентом подготовки футболиста является система спортивной тренировки. В структуре спортивной тренировки принято выделять: физическую, техническую, тактическую и психическую подготовку. В рамках каждого из этих направлений решаются еще более конкретные задачи. Так, например, физическая подготовка включает разделы по совершенствованию отдельных физических качеств (силы, выносливости, гибкости, быстроты, координации). В процессе технической подготовки можно выделить обучение отдельным техническим действиям (элементам) и т.д. Комплексным результатом спортивной тренировки является достижение футболистом состояния тренированности, которое выражается в повышенном уровне функциональных возможностей организма спортсмена и достигнутой степени совершенства владения технико-тактическими действиями и психическими свойствами.
Организм человека представляет собой сложную биологическую и социальную систему, которая находится в состоянии постоянного взаимодействиями с окружающей средой и только благодаря этой связи, способна существовать как целостная система. Поэтому, рассматривая подготовку футболиста как систему, тренер-преподаватель не должен забывать, что неотъемлемым условием нормальной жизнедеятельности человека является удовлетворение его естественных биологических и социальных потребностей. На процесс подготовки спортсмена влияет множество факторов, связанных с условиями жизни человека в обществе (материальный уровень жизни, бытовые условия, экологические и климатогеографические условия окружающей среды и многие другие). Влияние среды в значительной мере содействует естественному биологическому ритму развития организма спортсмена. Это обстоятельство должно строго учитываться в ходе управления процессом подготовки футболиста.
Программа разработана на основе следующих принципов:
- принцип комплексности – предусматривает тесную взаимосвязь всех сторон тренировочного процесса (физической, технико-тактической, психологической и теоретической подготовки, воспитательной работы и восстановительных мероприятий, педагогического и медицинского контроля);
- принцип преемственности – определяет последовательность изложения программного материала по этапам обучения и соответствия его требованиям высшего спортивного мастерства с тем, чтобы обеспечить в многолетнем тренировочном процессе преемственность задач, средств и методов подготовки, объемов тренировочных и соревновательных нагрузок, рост показателей физической и технико-тактической подготовленности;
- принцип вариативности – предусматривает в зависимости от этапа многолетней подготовки, индивидуальных особенностей юного спортсмена, вариативность программного материала для практических занятий, характеризующиеся разнообразием тренировочных средств и нагрузок, направленных на решение определенной педагогической задачи.
Структура системы многолетней подготовки (этапы, периоды)
Система многолетней спортивной подготовки представляет собой единую организационную систему, обеспечивающую преемственность задач, средств, методов, форм подготовки спортсменов всех возрастных групп, которая основана на целенаправленной двигательной активности: оптимальное соотношение процессов тренировки, воспитания физических качеств и формирования двигательных умений, навыков и различных сторон подготовленности; рост объема средств общей и специальной физической подготовки, соотношение между которыми постоянно изменяется; строгое соблюдение постепенности в процессе наращивания нагрузок; одновременное развитие отдельных качеств в возрастные периоды, наиболее благоприятные для этого.
Настоящая программа предназначена для подготовки футболистов на этапах:
ЭНП - начальной подготовки (до 3 лет);
ТЭ (ЭСС) - начальной специализации (до 2 лет), углубленной специализации (до 3 лет);
ЭССМ - этап совершенствования спортивного мастерства – до 2 лет;
Минимальный возраст детей, допускаемых к освоению Программы – 8 лет.
Основное содержание этапов спортивной подготовки утверждено Федеральным стандартом спортивной подготовки по виду спорта «Футбол» и раскрывается в последующих разделах данной Программы.
Выделение каждого этапа связано с решением определенных задач подготовки футболиста. Рационально построенная многолетняя подготовка предполагает строгую последовательность в решении этих задач, обусловленную биологическими особенностями развития организма человека, закономерностями становления спортивного мастерства в футболе, динамикой тренировочных и соревновательных нагрузок, эффективностью тренировочных средств и методов подготовки и других факторов подготовки. Этапы многолетней подготовки, как правило, не имеют четких возрастных границ и фиксированной продолжительности. Их начало и завершение может смещаться (в определенных пределах) в зависимости от факторов, влияющих на индивидуальные темпы становления спортивного мастерства. Переход футболиста от одного этапа подготовки к другому характеризуется, прежде всего степенью решения задач прошедшего этапа.
ЭТАП НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ (ЭНП)
В группы начальной подготовки принимаются лица, желающие заниматься футболом и не имеющие медицинских противопоказаний к данному виду спорта. В качестве основных критериев для зачисления обучающихся и перевода по годам обучения учитываются: состояние здоровья и уровень физического развития; освоение элементов начальной технической подготовки; выполнение норм общей физической подготовленности, освоение предусмотренного программой объема тренировочных и соревновательных нагрузок по годам обучения и др.
На этапе НП осуществляется физкультурно–оздоровительная и воспитательная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку и овладение основами техники избранного вида спорта, выбор спортивной специализации и выполнения контрольных нормативов для зачисления на учебно-тренировочный этап подготовки.
Основные задачи этапа:
- формирование устойчивого интереса к занятиям спортом;
- формирование широкого круга двигательных умений и навыков;
- освоение основ техники по виду спорта футбол;
- всестороннее гармоничное развитие физических качеств;
- укрепление здоровья спортсменов;
- отбор перспективных юных спортсменов для дальнейших занятий по виду спорт
«футбол».
ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ЭТАП (ЭСС)
Этот этап состоит из двух периодов:
- базовой подготовки (2 года обучения);
- спортивной специализации (3 года обучения).
В тренировочные группы зачисляются на конкурсной основе только здоровые и практически здоровые спортсмены, прошедшие не менее одного года необходимую подготовку, при выполнении ими требований по общей физической и специализированной подготовке.
Основные задачи этапа:
- повышение уровня общей и специальной физической, технической, тактической и психологической подготовки;
- приобретение опыта и достижение стабильности выступления на официальных спортивных соревнованиях по виду спорта футбол;
- формирование спортивной мотивации;
- укрепление здоровья спортсменов











2. НОРМАТИВНАЯ ЧАСТЬ

Продолжительность этапов спортивной подготовки, минимальный возраст для зачисления на обучение и минимальное количество в группах
В основу комплектования тренировочных групп положена научно обоснованная система многолетней подготовки с учетом особенностей развития и возрастных закономерностей становления высшего спортивного мастерства. Перевод занимающихся в группы следующего этапа (периода) обучения и увеличение тренировочных и соревновательных нагрузок обуславливаются стажем занятий, уровнем общей и специальной физической подготовленности, состоянием здоровья, уровнем спортивных результатов.
Наполняемость тренировочных групп определяется с учетом техники безопасности (приложение1).
При необходимости объединения в одну группу обучающихся, разных по возрасту, уровню спортивной подготовленности, разница в уровне спортивной подготовленности не должна превышать двух спортивных разрядов.
Режим тренировочной работы

Расписание занятий для групп дополнительного предпрофессионального образования составляется с учетом следующих гигиенических требований:
• посещение занятий более чем в 2-х (секциях, студиях и т.д.) в один день не рекомендуется; предпочтительно совмещение занятий спортивного и неспортивного профиля;
• при наличии в организации двух смен занятий организуется не менее 30 минутный перерыв между сменами для уборки и проветривания помещений;
• начало занятий должно быть не ранее 8.00 ч, а их окончание — не позднее 20.00 часов;
• для обучающихся в возрасте 16 лет и старше допускается окончание занятий в 21.00 час.
• Тренировки спортсменов в учреждении могут проводиться в любой день недели, включая воскресные и каникулы.
Рекомендуемый режим занятий в группах (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 20 августа 2014 года № 33660.
• наполняемость в группах:
НП, ТЭ - 12 - 14 человек;
ССМ – 2 - 8 человек;
Продолжительность одного занятия не должна превышать:
• в группах НП 2-х часов;
• в группах ТЭ 3-х часов;
• в группах ССМ 4-х часов;
• при проведении более одного тренировочного занятия в день суммарная продолжительность занятий не может составлять более 8 академических часов.
Примечание. В соответствии с приказом Минспорта России от 27 декабря 2013 года № 1125
1 академический час = 45 минутам.
Группы могут быть одновозрастные или разновозрастные, но не превышать разницы 1-го года.
Разделение детей по половой принадлежности в возрасте от 8 до 11 лет не предусматривается.
В случае снижения фактической посещаемости в течение года группы должны быть объединены или расформированы.

Медицинские, возрастные и психологические требования к лицам, проходящим спортивную подготовку
Учреждение в рамках спортивной подготовки осуществляет медицинский контроль за состоянием здоровья лиц, проходящих спортивную подготовку, несет ответственность за сохранность их жизни и здоровья, обеспечивает восстановительные и реабилитационные мероприятия, обеспечивает фармакологическое, антидопинговое и психологическое сопровождение. Результаты врачебных и психологических наблюдений используются Учреждением для коррекции индивидуальных планов спортивной подготовки лиц, проходящих спортивную подготовку.
Зачисление в группы начальной подготовки (1-й год обучения) проводится на основании заключения о состоянии здоровья от специалистов спортивной медицины амбулаторно-поликлинических учреждений, врачебно-физкультурных диспансеров (центров лечебной физкультуры и спортивной медицины).
Медицинский контроль за состоянием здоровья спортсменов осуществляется специалистами городского врачебно-физкультурного диспансера не менее 2-х раз в год.
Дополнительные медицинские осмотры спортсменов следует проводить перед участием в соревнованиях, после болезни или травмы. Необходимо вести контроль за использованием фармакологических средств.
Контроль за уровнем физической работоспособности и функционального состояния организма спортсмена проводится в рамках этапного комплексного обследования для определения потенциальных возможностей спортсмена, динамики уровня тренированности, соответствия выполняемых тренировочных и соревновательных нагрузок функциональным возможностям организма.
При подготовке спортсменов важным аспектом является психофизическая подготовка. Программой устанавливается комплекс действий и приемов, осуществляемых в условиях тренировок и соревнований, которые связаны со значительными психическими и физическими напряжениями, формирующие основные психологические качества спортсмена:
- уверенность в своих действиях, четкое представление о своих возможностях и способность предельно мобилизовать их в условиях соревновательной борьбы;
- развитая способность к проявлению волевых качеств;
- устойчивость спортсмена к стрессовым ситуациям тренировочной и соревновательной деятельности;
- степень совершенства кинестетических, визуальных и других сенсорных восприятий различных параметров двигательных действий и окружающей среды;
- способность к психической регуляции движений, обеспечению эффективной мышечной координации;
- развитие наглядно-образной памяти, наглядно-образного мышления, распределения внимания,
- способность воспринимать, организовывать и перерабатывать информацию в условиях дефицита времени.
Комплектование групп спортивной подготовки, а также планирование тренировочных занятий (по объему и интенсивности тренировочных нагрузок разной направленности) осуществляются в соответствии с гендерными и возрастными особенностями развития.
Предельные тренировочные нагрузки

Приложение № 9
к Федеральному стандарту
спортивной подготовки
по виду спорта футбол
Этапный
норматив Этапы и годы спортивной подготовки
Этап начальной
подготовки Тренировочный этап
(этап спортивной
специализации) Этап
совершен-
ствования
спортивного
мастерства Этап
высшего
спортивного
мастерства
до
года свыше
года до двух
лет свыше
двух лет
Количество часов в неделю 6 7 9 12 14 14 - 16
Количество тренировок
в неделю 4 4 - 5 5 - 6 5 - 7 7 - 12 7 - 12
Общее количество
часов в год 312 364 468 624 728 728 - 832
Общее количество
тренировок в год 208 260 312 364 624 624

Требования к экипировке, спортивному инвентарю, оборудованию

Приложение № 11
к Федеральному стандарту
спортивной подготовки
по виду спорта футбол

п/п Наименование Единица
измерения Количество
изделий
Оборудование и спортивный инвентарь
1 Ворота футбольные комплект 2
2 Мяч футбольный штук 22
3 Флаги для разметки футбольного поля штук 6
4 Ворота футбольные, переносные, уменьшенных размеров штук 4
5 Стойки для обводки штук 20
Дополнительное и вспомогательное оборудование и спортивный инвентарь
6 Гантели массивные от 1 до 5 кг комплект 3
7 Насос универсальный для накачивания мячей комплект 4
8 Мяч набивной (медицинбол) весом от 1 до 5 кг комплект 3
9 Сетка для переноски мячей штук 2

Приложение № 12
к Федеральному стандарту
спортивной подготовки
по виду спорта футбол
№ п/п Наименование Единица измерения Количество изделий
Спортивная экипировка
1 Манишка футбольная штук 14

Спортивная экипировка, передаваемая в индивидуальное пользование
Наименование Единица
измерения Расчетная
единица Этапы спортивной подготовки
Этап начальной
подготовки Тренировочный этап
(этап спортивной
специализации) Этап
совершенствования
спортивного
мастерства Этап высшего
спортивного
мастерства
количество срок
эксплуатации
(месяцев) количество срок
эксплуатации
(месяцев) количество срок
эксплуатации
(месяцев) количество срок
эксплуатации
(месяцев)
Бутсы
футбольные пар на занимающегося - - 1 12 1 6 1 6
Гетры
футбольные пар на
занимающегося - - 2 6 2 6 2 6
Перчатки
вратарские пар на
занимающегося
вратаря - - 1 12 1 6 1 6
Рейтузы для
вратаря пар на
занимающегося
вратаря - - 1 12 1 12 1 12
Свитер для
вратаря штук на
занимающегося
вратаря - - 1 12 1 6 1 6
Трусы
футбольные пар на
занимающегося - - 2 6 2 6 2 6
Футболка штук на
занимающегося - - 2 12 2 12 2 12
Щитки
футбольные пар на
занимающегося - - 1 12 1 6 1 6

Требования к количественному и качественному составу групп
В основу комплектования учебных групп положена научно обоснованная система многолетней подготовки с учетом особенностей развития и возрастных закономерностей становления спортивного мастерства. Перевод занимающихся в группы следующего этапа (периода) обучения и увеличение тренировочных и соревновательных нагрузок обуславливаются стажем занятий, уровнем общей и специальной физической подготовленности, состоянием здоровья, уровнем спортивных результатов.
Наполняемость тренировочных групп определяется с учетом техники безопасности. Основная цель многолетнего тренировочного процесса в учреждении - подготовить высококвалифицированных футболистов, способных в составе команды бороться за самые вы-сокие места на российских и международных соревнованиях.
При плани¬ровании тренировочных нагрузок необходимо учитывать, что при одном и том же паспортном возрасте у детей может быть разный биологический возраст. Предположим, что по паспорту двум детям 10 лет, но по уровню развития функциональных систем организма (костно-мышечной, нервной, сердечно-сосудистой и дыхательной и т.п.) возраст одно¬го из них соответствует возрасту восьмилетнего, а у другого - воз¬расту двенадцатилетнего. Есть и спортивный возраст, который определяют уровнем тренированности, эффективностью техники выполнения игровых приемов, тактическими знаниями. И здесь между детьми одного паспортного возраста могут быть значитель¬ные различия. Состав, объем и интенсивность этих нагрузок должны соответствовать как требованиям игры, так и особенностям структуры подготовленности юных футболистов. Лучшие качества каждого юного футболиста, которые определя¬ют меру его талантливости, должны развиваться и совершенство¬ваться прежде всего.
Отметим, что комплектование групп и команд проводится по возрастному критерию. Это означает, что в одной команде или группе будут дети, родившиеся 1 января и 31 декабря текущего года. Формально, по документам, они однолетки, но реально родившийся 1 января на 364 дня старше рожденного 31 декабря этого же года. Первый, как правило, выше и тяжелее, с более высоким уровнем физической подготовленности. Он больше загружен тренировочной работой, чаще играет в сборной команде учреждения. Иное отношение к детям, родившимся во второй половине года. К ним – меньшее внимание, потому что обеспечить победный результат для них затруднительно. В результате – замедленное прогрессирование и преждевременный уход из футбола. Такое положение сохранится до пубертатного скачка, после которого возможны изменения в динамике физического состояния и тактико-технических умений и навыков. Дополнительное и бережное внимание тренеров к таким юношам позволит сохранить их в футболе.
Объём индивидуальной спортивной подготовки
Основными формами тренировочного процесса в Учреждении являются:
- групповые и индивидуальные тренировочные и теоретические занятия;
- самостоятельная работа на этапе совершенствования спортивного мастерства и этапе высшего спортивного мастерства осуществляется по индивидуальным планам спортивной подготовки, разработанным тренером на каждого спортсмена. Для проведения занятий в группах этого этапа кроме основного тренера, допускается привлечение дополнительно второго тренера по общефизической и специальной физической подготовке при условии их одновременной работы с юными футболистами.
Структура годичного цикла
Планирование годичных циклов спортивной подготовки связано с ее определенной структурой, в которой выделяют микроциклы, мезоциклы, макроциклы.
Микроциклом называют совокупность некоторых тренировочных занятий, которые вместе с восстановительными днями составляют относительно законченный повторяющийся фрагмент общей конструкции тренировочного процесса. Длится микроцикл, как правило, одну неделю (7 дней).
В спортивной практике встречаются от 4-х до 9-ти различных типов микроциклов: втягивающий, базовый (обще подготовительный), контрольно-подготовительный (модельный и специально-подготовительный), подводящий, восстановительный и соревновательный.
Основными внешними признаками микроцикла является наличие двух фаз – стимуляционной (кумуляционной) и восстановительной (разгрузка и отдых). Успех планирования годичного цикла подготовки зависит от рациональной последовательности микроциклов разной направленности, разного объема и интенсивности.
Мезоцикл – это структура средних циклов тренировки, включающий относительно законченный по воздействию ряд микроциклов. В практике средний цикл тренировки содержит от 2-х до 6-ти микроциклов. Мезо структура подготовки представляет собой относительно целый законченный этап тренировочного процесса, задачами которого является решение определенных промежуточных задач подготовки.
Внешними признаками мезоцикла являются повторное воспроизведение ряда микроциклов (однородных) в единой последовательности (как правило в подготовительном периоде), либо чередование различных микроциклов в определенной последовательности (как правило в соревновательном периоде).
Макроцикл тренировки предполагает три последовательные фазы – приобретения, сохранения (относительной стабилизации) и некоторой утраты спортивной формы. Построение макроцикла основывается на периодизации круглогодичной тренировки. В футболе, в частности, следует говорить об однонаправленном построении тренировки внутри каждого макроцикла, несмотря на два, три и более соревновательных периодах. Необходимости индивидуального подхода к структуре спортивной тренировки в годичном цикле предполагает один или несколько макроциклов, в зависимости от календаря соревнований.
На этапе начальной подготовки периодизация тренировочного процесса носит условный характер, так как основное внимание уделяется разносторонней физической и функциональной подготовки.
Таблица 8
Примерное построение макроцикла подготовки к соревнованиям
Наименование микроцикла Блок микроцикла
Базовый - функционально-техническая направленность Физически развивающий
Специальный - техническая направленность, повышение интереса Технически развивающий
Модельный – модель соревновательной нагрузки Контрольный
Подводящий - выведение на пик спортивной формы Подводящий
Соревнования Соревновательный
Переходный – восстановление после соревновательных нагрузок Восстановительный
На этапах подготовки важное значение имеет обучение занимающихся технике выполнения физического упражнения. Формирование двигательных навыков и умений создает необходимую предпосылку для дальнейшего совершенствования двигательного анализатора. Важно стремиться к тому, чтобы юный спортсмен с самого начала овладел основами техники целостного выполнения упражнений, а не их отдельных элементов. Такой подход к обучению двигательным действиям позволит эффективно подойти к пониманию и изучению тактико-технических особенностей футбола.
На тренировочном этапе годичный цикл подготовки включает подготовительный, соревновательный и переходный периоды. Для спортсменов первого года обучения по-прежнему главное внимание должно уделяться разносторонней физической подготовке, повышения уровня функциональных возможностей, дальнейшее расширение тактико-технических навыков и приемов. При планировании годичных циклов для спортсменов при обучении свыше двух лет в подготовительном периоде средствами ОФП решают задачи дальнейшего повышения уровня разносторонней физической и функциональной подготовленности и на этой базе – повышение уровня специальной физической работоспособности. Продолжительность подготовительного периода – 6-9 недель. Этот период подразделяется на два этапа – общей подготовки и специальной подготовки. Распределение тренировочных средств обучения осуществляется с помощью недельных микроциклов. В них предусматривается определенная последовательность и повторяемость заданий разной направленности и нагрузки. На первом этапе подготовительного периода ставятся задачи повышения уровня ОФП, развития силы, быстроты, выносливости, пополнения двигательных навыков в перемещениях по пересеченной местности. Для данного этапа характерен достаточно большой объем тренировочной нагрузки.
На втором этапе продолжается развитие физических качеств, совершенствование те
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
Написать комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Полужирный Наклонный текст Подчёркнутый текст Зачёркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Вставка ссылкиВставка защищённой ссылки Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Введите код: